Концепция создания в Крыму Центра инновационного развития (2 часть)

3. Создание инструментов инновационного развития региона

3.1. Создание технологических платформ
Перспективы динамичного посткризисного восстановления экономики и реализация инновационного сценария развития, определенного в качестве стратегического ориентира в Концепции долгосрочного социально-экономического развития 2020, требуют дальнейшей активизации работы государства по структурной перестройке экономики в направлении развития современных высокотехнологичных отраслей с целью повышения ее конкурентоспособности. Решение этих задач возможно в условиях создания системы четкого взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования на основе использования эффективных инструментов, содействующих увязке и ускорению прохождения всех этапов
инновационного цикла.

В последнее время внимание Правительства РФ сконцентрировано на формировании таких институтов инновационного развития как технологические платформы. Стратегией «Инновационная Россия 2020» технологические платформы определены в качестве важнейшего инструмента формирования национальных приоритетов технологического развития и объединения усилий бизнеса, науки, государства по их реализации. Новый институт - «технологическая платформа» - призван преодолеть сложившийся разрыв между наукой и бизнесом путем более четкой ориентации научных разработок на нужды промышленности. По сути дела технологические платформы – это один из инструментов, который позволяет науке получить сформулированный заказ для разработок и ускорить их коммерциализацию на основе механизма государственно-частного партнерства.
Формат технологической платформы позволяет объединить усилия государства, науки, образования, бизнеса вокруг прорывного инновационного проекта, который на выходе даст передовые, а главное - коммерчески привлекательные технологии, товары и услуги.
Большинство участников технологических платформ – это научные и учебные институты, госкорпорации, среди которых Росатом, Роснано, Ростехнологии и др.

В Крыму возможно создание самостоятельных технологических платформ или региональных кластеров федеральных технологических платформ по таким направлениям:
- Повышение энергетической эффективности производства и ЖКХ, использование возобновляемых источников энергии;
- Совершенствование технологий в строительном комплексе, производство и внедрение ресурсо- и энергоэффективных строительных материалов;
- Новые технологии и оборудование в сфере здравоохранения, курортов и туризма:
- Морские биотехнологии;
- Агропродовольственная подплатформа - производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продуктов питания;
- Комплексное развитие сельских территорий путем внедрения инновационных технологий и развития туризма
- Развитию высоких- и нанотехнологий;
- Разработка и реализация мер по охране окружающей среды, восстановлению экосистемы и биоресурсов;
- Повышение инновационной культуры общества,
- Молодежная научно-технологическая платформа.

3.2. Создание научно-технологических кластеров
В начале 2012 г. в России вновь активизировалась работа по формированию инновационных кластеров, которая была начата еще в 2007 г. Оживление кластерного подхода в развитии инновационной деятельности, в первую очередь, объясняется широкомасштабным положительным опытом кластеризации экономик многих развитых стран мира, на практике доказавшим эффективность использования сетевых структур в решении задач повышения конкурентоспособности как отдельных регионов, так и экономики страны в целом, и надеждой на то, что в постркизисный период такие организационные структуры смогут стать локомотивами экономического роста российской экономики, а также способны придать гибкость в организации управления инновационным процессом на большой по масштабам территории.

В этой связи в Стратегии «Инновационная Россия 2020» предусмотрены не только меры по ускорению процессов создания инновационных кластеров, но и установлен целевой показатель по формированию к 2016 г. 30 функционирующих более двух лет полноценных инновационных кластеров. В марте 2012 г Минэкономразвития РФ приняло решение о разворачивании работ по формированию инновационных кластеров и объявило конкурс по отбору пилотных проектов для оказания государственной поддержки.

Объединение в кластер должно давать синергетический эффект, выраженный в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.
Поскольку сам инновационный процесс начинается с этапа разработки того или иного продукта и технологии, инновационный кластер должен обеспечивать систему взаимосвязей не только между фирмами и поставщиками, но и институтами знаний, среди которых исследовательские центры и университеты. В рамках инновационного кластера появляется возможность координации усилий и финансовых средств для создания нового продукта и выхода с ним на рынок. По сути дела в рамках такого кластера основной задачей становится выстраивание замкнутой технологической цепочки – от создания продукта до его производства и вывода на рынок.

В Крыму возможно создание целевых и сетевых кластеров по таким направлениям:
- развитие транспортного машиностроения в Феодосии;
- развитие производства и переработки морепродуктов;
- развитие производства электротранспорта и его использования в курортноых зонах Крыма;
- создание новой подотрасли ореховодства;
- развитие органического земледелия;
- комплексное развитие сельских территорий с использованием механизмов сельского туризма и др.
Научное обеспечение кластеров могут обеспечить научные центры: Никитский ботанический сад, Институт винограда и вина «Магарач», ТНУ им. В.И.Вернадского, Южный НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии, Институт сельского хозяйства Крыма и др.

3.3. Создание региональной сети трансфера технологий
Создание Российской сети трансфера технологий (Russian Technology Transfer Network RTTN)., первоначально в формате проекта, а не юридической организации, было инициировано в 2001 г. на основе европейского опыта сфере трансфера технологий. Европейская сеть IRC была создана в 1995 г. по инициативе и при финансовой поддержке Европейской Комиссии. Целью сети IRC является содействие малым и средним европейским компаниям в сфере трансфера технологий, хотя услугами IRC пользовались и многие крупные компании.
Хорошо отработанная европейская модель трансфера технологий была положена в основу концепции создания сети инновационных центров наукоградов. Дальнейшее развитие сети определялось реальными потребностями ее членов, участием в различных проектах, которые обогащали RTTN новыми методиками и подходами, стимулировали развитие нового инструментария. Практическая апробация совместимости информационной платформы и используемой в RTTN методологии трансфера технологий с европейскими центрами IRC была успешно проведена в рамках проекта создания сегмента технологического сотрудничества с Францией – проект RFR (2003 г.).
Полномасштабная интеграция в европейскую сеть трансфера технологий (ранее – IRC) являлась стратегической задачей сети RTTN с момента ее создания.

В Крыму созданы элементы региональной сети трансфера технологий в виде электронных баз данных на сайтах Торгово-промышленной палаты Крыма и Творческого союза научных и инженерных объединений Крыма (www.cci.crimea.ua, www.uiis.com.ua). Однако необходима сеть первичных пунктов трансфера в вузах и научных организациях и объединяющая структура в виде специализированного центра.
Концепция создания в Крыму Центра инновационного развития (2 часть)


3.4. Создание инновационных структур
Технологические парки и инкубаторы являются одним из инструментов политики для формирования адаптивной, динамичной, конкурентоспособной инновационной системы государств-членов СНГ. Технопарки осуществляют продвижение инноваций, обеспечивают
поэтапное повышение технологического уровня экономики и создают условия для малого и среднего наукоемкого и технологичного бизнеса, способствуют формированию новых инновационных фирм, кластеров и новых рынков.
Следует заметить, что в странах мира созданы и действуют несколько тысяч таких структур, в частности, в Великобритании их больше сорока, десятки - в Финляндии, Чехии, Польше, Венгрии и Нидерландах. Как правило, там они получают поддержку государства как в виде налоговых льгот, так и прямой финансовой поддержки вплоть до 100-процентного
финансирования проектов. В странах СНГ государство обычно не финансирует эти структуры, но освобождает от необходимости платить налог на прибыль и налог на добавленную стоимость (НДС) при условии, что эти средства будут направляться на научную или научно-техническую работу.

В Крыму проработаны вопросы создания ряда инновационных структур:
- Технологического парка «Боспор» (Керчь и прилегающие территории). Есть бизнес-план;
- Технопарка «Киммерия» (Щелкино и некоторые территории района);
- Феодосийского технопарка высоких технологий (транспортное машиностроение);
- Севастопольского технопарка (энергетика и энергосбережение);
- Агротехнологического парка экологического земледелия (есть разные варианты размещения);
- Инновационного бизнес-инкубатора в Симферополе (на базе ТПП Крыма);
- Национального ландшафтного парка (Алушта) и др.

В Симферополе также действует виртуальный бизнес-инкубптор на базе Фонда поддержки предпринимательства.
В качестве прнимера следует привести концепцию создания научно-технологического парка «БОСПОР». Проект предполагает использование прогрессивных инженерных и технических решений: высокий уровень благоустройства и ландшафтного озеленения, низкая плотность застройки (менее 40%), сбалансированность зон деловой и жилой застройки, торговых площадей и зон отдыха, наличие зданий коллективного пользования, малая этажность зданий, не превышающая 30 метров, единая архитектурная концепция застройки территории. В проект включено строительство жилой зоны и социальной сферы, что будет способствовать решению жилищной проблемы для молодых ученых и специалистов и закреплению кадров на строящихся объектах.

Заложенная в проекте концепция кластерного построения производственных структур – партнеров технопарка позволяет рассматривать варианты дезинтегрированного размещения отдельных объектов технопарка (инкубаторов, научно-технических и опытно-производственных структур) на существующих площадях промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий.

3.5. Развитие инновационной культуры общества
Крупные технологические новшества, как правило, возникают раньше, чем общество в лице своих социальных институтов готово их адекватно оценить и эффективно использовать. Выдающийся ученый прошлого века Владимир Вернадский почти 100 лет назад отмечал, что «человечество в большой степени управляется идеями, которые выражают состояние ума и научных знаний поколений, исчезнувших в прошлом». За последний век это противоречие еще более обострилось, в науке оно получило название «культурное запаздывание».
Инновационная культура - это область общекультурного процесса, характеризующая степень восприимчивости личностью, группой, обществом различных новшеств в диапазоне от толерантного отношения до готовности и способности к превращению их в инновации.
Одним из условий развития инновационной культуры и реализации ее задач является организованность этого процесса. Становится актуальной и необходимой институциализация инновационной культуры, то есть превращение ее активных проявлений в организованное учреждение, в формализованный упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, дисциплиной, правилами поведения, инфраструктурой и т.д. Отсюда вытекает необходимость в поддержке этих институтов со стороны государства.

Таким образом, в лице инновационной культуры мы фактически имеем глобальное транскультурное явление как по функциям в общекультурном процессе, так и по последствиям для разных социальных групп, региональных и государственных образований. Это создает благоприятные предпосылки для диффузии элементов инновационной культуры в другие ее виды.

Функционирование общества знаний возможно при наличии определенного инновационно-культурного пространства, создающего благоприятные условия для реализации знаний. При этом формирование такого пространства должно проходить синхронно и даже опережать формирование самого общества знаний.

Именно элементы инновационной культуры в значительной степени способствуют или препятствуют реализации знания как инновации. К основным из них можно отнести мотивационно-психологическую способность к восприятию новшеств (знаний) в объеме от нейтрального до активного участия, а также готовность к реализации новшества (знаний) через выполнение различных профессиональных инновационных функций, наличие для этого специальных знаний, навыков и умений.

При переходе Крыма на инновационную модель экономики предстоит пропагандировать необходимость коренных преобразований в воспитании и образовании школьников, студентов, специалистов. Воспитание инновационно активной, творческой личности следует провозгласить в качестве одной из основных целей школьного, университетского, последипломного и последующего непрерывного образования взрослых. Средствам массовой информации предстоит формировать установку на то, что отношение каждого гражданина к нововведениям есть отношение к будущему своих детей, к богатому и достойному будущему государства. Это будет способствовать обстановке здоровой состязательности, морального и материального поощрения новаторских предложений.

Необходимо осуществить такие меры, как:
- разработка программ для детских садов, школ, университетов, последипломного и непрерывного образования взрослых по курсу «Инновационная культура в обществе знаний»;
- подготовка методических материалов для педагогов всех ступеней обучения по вопросам инновационной культуры в обществе знаний;
- подготовка серии учебных пособий для школьников, студентов и взрослых по курсу «Инновационная культура в обществе знаний»;
- использование прогрессивных методик и новейших обучающих систем для внедрения тематики инновационной культуры на всех образовательных уровнях;
- организация циклов учебных телевизионных передач по тематике инновационной культуры в обществе знаний;
- организация конкурсов среди школьников и студентов по тематике инновационной культуры в обществе знаний;
- организация конкурсов на уровне городов, регионов, а также на международном уровне на лучшее новаторское предложение по отраслям с определенными гарантиями их последующего внедрения и материального поощрения.

3.6. Кадровое обеспечение инновационной деятельности.
Одним из важнейших условий перехода экономики на инновационный путь развития является наличие в научно-технической сфере достаточного количества квалифицированных специалистов, способных обеспечить продвижение результатов научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции.

Опыт индустриально развитых стран показывает, что превращение научно-технических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, способны обеспечить профессионально подготовленные специалисты. Они должны владеть вопросами коммерциализации разработок и трансфера технологий, теории и практики правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, управления инновационными проектами и высокотехнологическими фирмами, прогнозирования и оценки коммерческой значимости новых продуктов и технологий на ранней стадии реализации проекта, продвижения их на рынок,
В настоящее время научные организации и учреждения не располагают достаточным количеством квалифицированных специалистов, способных обеспечить процесс передачи результатов научных исследований и разработок для их освоения в производстве, и это во многом обусловливает слабое влияние научно-технической сферы на реальный сектор экономики.

Остро ощущается потребность в обучении научных сотрудников, специалистов научных подразделений и руководителей научных организаций и учреждений основным положениям и деловым принципам коммерциализации технологий. В первую очередь это относится к авторам разработок - ученым и специалистам. Как правило, в ходе своей профессиональной подготовки они не получали таких знаний.

Особую важность для активизации инновационной деятельности в регионе представляет решение вопросов кадрового обеспечения предпринимательского сектора. Главное место здесь занимает подготовка специалистов для малых технологических фирм и инновационных структур (технопарков, инновационно-технологических центров и др.). Речь идет о подготовке руководителей малых фирм, менеджеров инновационных проектов, специалистов по правовой охране и коммерческому использованию результатов исследований и разработок, выведению на рынок высокотехнологичного продукта, стратегии развития наукоемких компаний, технологическому аудиту в инновационных фирмах и научных учреждениях, экспертизе инновационной деятельности фирм.

Актуальной является подготовка квалифицированных кадров преподавателей и консультантов для образовательных структур, специализирующихся на подготовке и консалтинговом сопровождении специалистов для инновационной деятельности. Целью подготовки преподавателей и консультантов должно стать формирование в региональных образовательных учреждениях профессиональных команд, способных обеспечивать необходимое качество обучения и оказывать действенную консультационную поддержку по вопросам менеджмента инноваций.

Обеспечить за короткий период подобную подготовку специалистов нового типа способна лишь гибко и оперативно реагирующая на запросы рынка труда многоуровневая система дополнительного профессионального образования.
Необходимо добиться, чтобы высшие учебные заведения, действующие в Автономной Республике Крым, вместе с академическими институтами организовали подготовку менеджеров из инновационной деятельности на основе предварительной оценки уровня творческой одаренности, наличия лидерских, организаторских способностей. Необходимо разработать соответствующие программные, методические и учебные материалы на основе базовых дисциплин, формирующих знания в области менеджмента инновационной деятельности.

3.7. Создание региональной инновационной инфраструктуры
В инновационную инфраструктуру входит система поддержки и содействия инновационной деятельности:
Система научно-технической информации, которая должна не только обеспечить широкий доступ населения к знаниям о новых достижениях науки и технологий, к патентной информации, но и предоставить возможность пользователям задействовать современные информационные технологии в интересах развития и оптимизации деятельности своих предприятий. Необходимо создать реестр электронных информационных ресурсов, имеющихся в регионе.

Система учебно-консультационных инновационных центров в регионах Крыма, которые должны организовывать демонстрацию возможностей новых технологий, консультации и обучение работников, которые собираются их применять, организовать контакты потребителей с разработчиками.

Система центров проката современных приборов и оснащения и лизинга оборудования.
Инфраструктура защиты интеллектуальной собственности, в которую должны войти общественные и государственные органы, занимающиеся этой проблемой, патентные библиотеки и общедоступные базы данных. Это даст возможность авторам осуществлять на современном уровне патентный поиск, защищать свои права в суде и т.п. Важным является содействие авторам в патентовании изобретений и товарных образцов отечественных разработчиков в развитых странах мира, что имеет принципиальное значение для прорыва украинских товаров и технологий на мировой рынок.

Для обеспечения возможности подачи инновационных и инвестиционных проектов крымскими авторами интеллектуальной собственности необходимо организовать работу по патентному сопровождению и перерегистрации охранных документов по интеллектуальной собственности с привлечением квалифицированных специалистов (патентных поверенных России).
Этот вопрос неоднократно обсуждался на различных конференциях, на заседаниях президиума Крымской академии наук и др.
Дата:19-10-2015, 16:47 | Категория: Инновационная деятельность |