Создавая отделение гуманитарных наук, ученые гуманитарного профиля преследовали ряд взаимосвязанных целей:
во-первых, объединить усилия специалистов ряда смежных областей знания в разработке наиболее актуальных экономических и социально-политических проблем нашего крымского региона;
во-вторых, выделить ряд приоритетных и перспективных программ исследования по таким жизненно важным вопросам, как образование и языковая политика в рамках современной культурно-исторической ситуации в Крыму, макроэкономическая модель формирования рыночных отношений с учетом крымской специфики, этносоциокультурная история Крыма и др.;
в-третьих, широко используют организационные возможности нашей Академии в деле проведения научных конференций, симпозиумов, постоянно действующих теоретических семинаров, научных дискуссий и др.
Не все, что задумывалось, удалось реализовать, и все же следует сказать, что удалось немало сделать. Прежде всего в рамках Отделения гуманитарных наук сегодня сложилось ядро работоспособных ученых, крупных специалистов в своих областях знания, объединяющее большую часть наиболее известных и уважаемых ученых Крыма. Исторические науки представлены в Отделении такими известными в Украине и за рубежом исследователями, как профессора С.Б. Филимонов, И. А. Баранов, доценты А.Г. Герцен, В.А Кутайсов, филологические науки - профессорами В. П. Казариным, М.А. Новиковой, А.М. Эмировой; среди экономистов можно назвать имена А.Т. Потеева, А. А. Канова, Ф. В. Зиновьева, Н.Н. Пановой и др.
Научные исследования академиков и членов-корреспондентов нашего Отделения привлекают внимание научной общественности не только в Украине, но и за ее пределами; наши ученые - историки и археологи - регулярно участвуют в международных научных программах, выступают с докладами в Греции, Германии, Франции, Финляндии, их работы публикуются в США, в Западной Европе. Большое внимание и неослабевающий интерес вызывают научные конференции, проводимые под руководством проф. В.П. Казарина (в том числе, научные чтения, посвященные творчеству Данилевского). Под руководством чл.-корр., КАН Ф.В. Зиновьева выходит в свет научный журнал «Экономика и управление», в котором широко освещается деятельность Отделения гуманитарных наук.
Ученые нашего Отделения приняли активное участие в разработке стратегии развития науки в Крыму. Среди основных элементов этой стратегии можно выделить следующие:
- научный подход к его болевым региональным проблемам;
- поиски новых эффективных форм организации научных исследований, обеспечивающих подлинную интеграцию науки на наиболее перспективных направлениях;
- выявление новых источников и механизмов финансирования научных разработок;
- создание условий для вложения инвестиций в инновационную деятельность;
- развитие гуманитарных исследований по наиболее важным и социально значимым проблемам (экономика, право, образование, культура, молодежная политика и др.)
Научная проблематика, по которой ведутся исследования в рамках Отделения, весьма разнообразна. В рамках Отделения объединены специалисты практически всех гуманитарных дисциплин - истории, экономики, философии, филологии, этнографии, археологии, теории культуры, права и др. Поэтому, значительное место во всех этих исследованиях занимает культурологическая проблематика. Ведь Крым - уникальное место на Земле. Это - перекресток культур и духовных течений, перекресток, на котором на протяжении веков и тысячелетий встречались Восток и Запад, Север и Юг. Здесь проходил знаменитый «Шелковый путь», именно здесь человечество отрабатывало модели сотрудничества во всех сферах жизненного бытия людей, модели культурного диалога (на территории Крыма проживает в настоящее время более ста национальностей и народностей). Вообще, Причерноморье исторически явилось местом встречи двух цивилизаций - православно-христианской и мусульманской, взаимодействие которых принесло миру и истории бесценный плод культурного многообразия. Этот исторический опыт имеет сегодня исключительно важное значение для налаживания отношений как внутри - между культурами народов Крыма, так и во вне - с определенными странами и народами. В силу сказанного ученые Отделения гуманитарных наук КАН ведут специальные исследования по истории и культуре народов Крымского полуострова, пытаются найти оптимальные модели мирного сосуществования и сотрудничества разных этносов.
Другой важной проблемой остается современная экономическая и социальная ситуация. В этом отношении учение приходят к заключению, что современное общество созрело для фундаментального исторического вывода: время для политических импровизаций заканчивается. Сегодня победит только такая политика, только такая экономическая стратегия, которая в самих своих основах опирается на научный расчет и прогноз. Пример быстрых экономических перемен к лучшему ряда европейских и азиатских стан свидетельствует, что это оказалось возможным лишь на основе научно-разработанных социально-экономических программ и эффективной научно-технической политики.
Здесь можно выделить четыре главных условия, которые предопределяют быстрое преодоление экономического застоя.
Первое - целенаправленная подготовка экологически грамотных высококвалифицированных специалистов.
Второе переход большинства отраслей производства и сферы услуг на наукоемкую технологию.
Третье- поддержка эффективных социальных программ в области науки, образования, культуры и здравоохранения в условиях открытого общества. Наконец, четвертое - сильное государство и проведение твердой государственной политики по обеспечению выбранных приоритетов. Все это необходимо и достаточно, чтобы определить стратегию выхода из кризиса.
Внимание ученых Академии постоянно привлекает проблема состояния современного образования. Революция в современной системе образования, идущая во всех цивилизованных странах мира вот уже более двух десятилетий, может быть охарактеризована следующими чертами:
- резкий сдвиг в целях и стратегии образования;
- гуманизация и гуманитаризация;
- появление принципиально новой технической оснащенности учебного процесса;
- активное внедрение современных образовательных технологий;
- разработка новых моделей подготовки специалистов;
- использование методов развивающегося и опережающего обучения.
Революция в образовании порождает определенные практические следствия, среди которых можно выделить, по крайней мере, три:
во-первых, небывалый рост компьютерной вооруженности учебного процесса,
во-вторых, сближение и сращивание сферы образования, бизнеса и инновационной сферы,
в-третьих, сближение вузовской и академической науки.
Возникает естественный вопрос: каковы же особенности вхождения системы образования в мировое образовательное пространство? И есть ли зримые признаки этого процесса вообще? Можно с уверенностью ска0зать, что определенные шаги в этом направлении сделаны. Но сегодня есть смысл акцентировать внимание на том, что вызывает тревогу, что требует осмысления и адекватного реагирования. Взять хотя бы такие вопросы, как проблема гуманитаризации образовательной сферы, проблема мировоззренческих ориентаций в молодежной среде, проблема соединения обучения и воспитания и др.
Анализ опыта социально-экономического развития европейских стран за последние 50-60 лет в том, что акцент на сугубо экономической сфере, на рыночных отношениях не только, однобок, но и в определенном смысле ошибочен, если мы действительно хотим стать равноправными партнерами в мировом сообществе. Речь идет прежде всего о том, формирующаяся на наших глазах «рыночная модель» экономики во многом воспроизводит экономику эпохи накопления первоначального капитала прошлых эпох. По крайней мере, то, что сейчас произошло в промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере, что массовидно воспроизводится на улицах городов и поселков, выглядит именно как капитализм в его дикой, первоначальной форме. Таким образом, стремясь стать вровень со странами, шагнувшими в XXI век, мы в реальности воссоздаем черты социума прошлых веков. Между тем, мировой опыт свидетельствует, что для интеграции отдельной страны в систему развитых стран вовсе не обязательно начинать с IX века.
Стабилизация и расцвет экономической сферы невозможны без последовательного укрепления государственности, без продуманной образовательной, культурной и научной стратегии, другими словами, без общепризнанного приоритета образования, науки и культуры. С этого начинала послевоенная Европа, с этого начинали вырвавшиеся вперед азиатские страны (Япония, Южная Корея, Сингапур и др.)
Если присмотреться к тому, что произошло во многих вузах Крыма, то мы обнаружим весьма сходные тенденции: увеличился крен на экономические и правовые специальности как в государственных, так и особенности негосударственных вузах. Нет слов, региону нужны по-современному образованные экономисты и юристы. Но в силу скудости материальной или еще какой эта тенденция привела к потере интереса многих вузов к собственно гуманитарным дисциплинам. Опять мы оказываемся не в ладу с общемировой тенденцией к гуманизации и гуманитаризации образовательной сферы. Рыночная экономика, современное производство, новейшие технологии, инновационная деятельность нуждаются не только в квалифицированных кадрах, но и испытывают потребность в творчески одаренных, инициативных, ответственных и духовно крепких людях. Личностные, нравственные качества человека становятся все более важными во всех указанных сферах деятельности.
Если в наших рассуждениях теперь перенести фокус внимания с экономики на идеологию и духовную сферу, то можно сказать, что наше общество переживает весьма своеобразный момент своего развития. Я имею в виду прежде всего молодое поколение. Старые ценности и смысложизненные ориентации, этнические нормы и идеалы частью устарели и отмерли, частью растоптаны и отброшены в сторону. Что же пришло им на смену? Что принимает, во что верит молодежь? Со страниц газет, с телеканалов, с видеокасет на молодого человека обрушивается поток самой разнообразной информации, при этом до молодежи в первую очередь доходит псевдохудожественная, псевдорелигиозная и псевдонаучная продукция.
В некоторых случаях можно определенно говорить о духовном растлении подрастающего поколения под видом демократизации духовной сферы (кстати, сказать, во многих западных странах существуют строгие правила и ограничения на передачу в эфир тех или иных видов информации по содержанию и качеству.
Другими словами, образовавшийся духовный вакуум довольно быстро восполняется суррогатом духовности. Можно поставить вопрос по-другому: хотим ли мы в ближайшем будущем столкнуться с феноменом «потерянного поколения», с неслыханным ростом преступности, наркомании, проституции, культурного одичания, с ориентационным кризисом среди молодежи? Если мы не безумцы, мы должны сказать «нет».
Между тем высшая школа - могучий инструмент влияния на подрастающее поколение, при условии, конечно, что у нас есть желание этот инструмент полноценно использовать. Да, многие прежние ценности исторически изжили себя, но существуют вечные ценности, существует духовная культура, жива народная почва культуры, неподвластны времени национальные корни духовности. И здесь мы должны, по-видимому, признать, что нынешнее состояние преподавания таких дисциплин, как философия, этика, эстетика, история и теория культуры и др. не отвечает возлагаемым на них ожиданиям. Начать хотя бы с того факта, что сегодня в университете объем читаемого курса философии сократился чуть ли не в двое. А между тем, преподавание философии, ровно как и других родственных дисциплин, имеющих мировоззренческую нагруженность, является в сложившихся условиях едва ли не главным резервом и источником проникновения истинной духовности в студенческую среду. Из сказанного следует, по крайней мере, три вывода:
- необходима продуманная государственная политика приоритетного отношения к сфере образования в нашем обществе;
- необходима целая система мер по наращиванию гуманизации и гуманитаризации всех уровней образования;
- нужна четкая правовая база в деятельности средств массовой информации и учреждений культуры.
Лазарев Ф.В., основатель и первый руководитель Отделения гуманитарных наук