Формирование стратегии инновационного развития региона

Совместно с научными организациями, вузами, а также другими общественными организациями – Союзом научных и инженерных специалистов Крыма и Торгово-промышленной палатой Крыма и др. Академия ведет последовательную работу по формированию стратегии инновационного развития региона.

Первая и важнейшая задача – формирование инновационной культуры общества. Инновационная культура - это область общекультурного процесса, характеризующая степень восприимчивости личностью и обществом различных новшеств в диапазоне от толерантного отношения до готовности и способности к превращению их в инновации.

Свою посильную задачу в этой сфере Академия видит в проведении различных разъяснительных мероприятий, семинаров, конференций. Одним из серьезных мероприятий является международная научно-практическая конференция по проблемам инновационного развития экономики, которая проводится в Крыму с 1996 года. На конференции, прошедшей в 2015 году были рассмотрены вопросы:
- промышленная и экологическая безопасность. Пути и методы решения проблем в Крыму;
- о роли науки и инноваций в формировании «интеллектуальной экономики»;
- вопросы инновационного развития Крыма и его интеграции в евразийское технологическое пространство;
- инновационные аспекты устойчивого развития сельских территорий и обеспечения занятости сельского населения;
- шелковый путь инноваций 21 века;
- практические инновации для экономики Крыма. Вопросы развития межрегионального сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах;
- вопросы повышения роли инженерного образования в инновационном развитии региона и др.

Вторая по важности задача развитие трансфера технологий. Трансфер (передача) технологий – это механизм и реальная площадка, где встречаются интересы разработчиков и потребителей новых технологий и новой продукции. В Крыму на общественных началах созданы элементы региональной сети трансфера технологий в виде электронных баз данных на сайтах Торгово-промышленной палаты Крыма и Творческого союза научных и инженерных объединений Крыма (www.cci.crimea.ua, www.uiis.com.ua). Однако необходима сеть первичных пунктов трансфера в вузах и научных организациях и объединяющая структура в виде специализированного центра.

Для разъяснения сути системы трансфера в Крыму уже более 5 лет подряд проводится симпозиум «Трансфер технологий: от науки к бизнесу». Очередной VII симпозиум был проведен в рамках Второго инвестиционного Форума Торгово-промышленных Палат Российской Федерации в Крыму «РосКрымИнвест» 2 июня 2015 г. в гостиничном комплексе «Ялта-интурист». Мероприятие организовано совместными усилиями Крымской академии наук, Министерства образования, науки и молодежи РК, ТПП Крыма, Союза НИС Крыма и других организаций.

Идеологической предпосылкой этого мероприятия является то, что инновационное развитие экономики является ключевым направлением стратегии экономического и социального развития Республики Крым, а составной частью этого развития является трансфер технологий, который в современных условиях позволяет создать эффективную площадку для диалога и сотрудничества между наукой и бизнесом в целях организации производства новой конкурентоспособной продукции с использованием результатов современных научных исследований и разработок ученых и специалистов.
Проведение симпозиума позволяет выработать практические механизмы сотрудничества по организации международного и межрегионального трансфера технологий в Крыму.

Третье направление – разработка региональной стратегии устойчивого развития территорий.
Академией в содружестве с другими организациями прорабатываются два направления этой стратегии: опережающее развитие отдельных территорий (например Феодосийского региона) и развитие сельских территорий.
На общественных началах прорабатывается концепция формирования территории опережающего развития в Феодосии, аналогом которой может быть наукоград София-Антиполис, гордость французского Лазурного Побережья. Этот центр научных исследований и технологических разработок стал привлекательным для ученой элиты со всей Земли благодаря климату, близкому к крымскому, и правильно выбранной стратегии инновационного развития. Софию-Антиполис часто называют французской Силиконовой долиной.

Другим направлением работы является разработка Стратегии развития сельских территорий в Крыму. На общественных началах, с использованием разработок крымских ученых и опыта других областей РФ разработан обобщенный вариант Концепции развития сельских территорий в Крыму. Целью разработки Концепции является определение ключевых проблем развития сельских территорий и выработка необходимых мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера. Реализация этих мер позволит вывести сельские территории на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач при сохранении природно-ресурсного и историко-культурного потенциала сельской местности. Однако для детальной проработки стратегии у Академии нет средств.

Для выработки элементов стратегии Академией совместно с другими организациями подготовлена и проведена научно-практическая конференция «Проблемы и механизмы развития сельских территорий». Конференция проведена 28-29 апреля 2015 г. в г.Симферополе в главном корпусе Академии биоресурсов и природопользования (п. Аграрное). Устойчивое развитие территории рассматривается как комплексный многоуровневый процесс, который позволит обеспечить занятость и достойный уровень жизни населения. На конференции обсуждены вопросы:
- роль науки в развитии региона и его территорий;
- роль фермерского движения и общественных организаций;
- пути и механизмы развития малого и среднего предпринимательства в сельской местности для производства, хранения, сушки и переработки с/х продукции с получением конкурентоспособных продуктов питания и напитков взамен импортных;
- эффективные технологии ведения сельскохозяйственного производства для малого и среднего предпринимательства;
- эффективные технологии энергообеспечения и водоснабжения населения и бизнеса с использованием нетрадиционных и возобновляемых источников;
- развитие сельского и других видов туризма;
- механизмы государственной поддержки развития сельских территорий и др.

Одним из механизмов инновационного развития региона являются технологические платформы. «Технологические платформы» - термин, предложенный Еврокомиссией для обозначения тематических направлений, в рамках которых были сформулированы приоритеты Евросоюза. Особенностью «Технологических платформ» является их формирование, как результат потребностей производства, как заказа на проведение научно-технологических работ для достижения целей и стратегии устойчивого ресурсно-возобновляемого развития современного общества.

Создание крымской региональной технологической платформы «Устойчивое развитие Крыма» позволит обеспечить:
- выбор стратегических направлений устойчивого инновационного развития региона;
- анализ рыночного потенциала технологий;
- учет точек зрения всех заинтересованных сторон: государства, промышленности, научного сообщества, контролирующих органов, пользователей и потребителей;
- активное вовлечение городов и районов, научных учреждений, вузов, органов власти, предприятий, инновационных структур и предпринимателей региона;
- развитие кадрового потенциала инновационного аграрно-промышленного развития региона;
- мобилизацию общественных и частных источников финансирования.

Технологическая платформа (далее ТП), предложенная нами, создается на паевой основе за счет объединения интеллектуальных и финансовых ресурсов участников для решения конкретных научно-технических и инновационных задач, необходимых для потребностей современного промышленного производства.

Основными задачами ТП являются:
- пропаганда и продвижение целей и задач инновационного развития региона;
- разработка Стратегического плана работ по переводу экономики региона на принципы устойчивого развития;
- разработка Планов внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и оборудования;
- организация практического взаимодействия между поставщиками и потребителями инновационной продукции, инвесторами и предпринимателями.

Формирование Технологической платформы диктуется как наличием стратегических вызовов и глобальных проблем, так и обострившимися местными проблемами, на которые Республика Крым должна найти эффективные решения, в том числе:
- утрата традиционных для региона рынков сбыта и значительной части промышленного потенциала;
- загрязнение территории и возросшая нагрузка на экологическую систему региона;
- малая доля инновационной продукции и девальвация основных экспортных товаров вследствие недостаточного уровня инновационной деятельности и инновационной культуры в регионе;
- истощение традиционных энергоресурсов и недостаточный уровень использования возобновляемых источников энергии;
- растущий дефицит земельных, водных, лесных и биоресурсов;
-нерациональное использование энергетических и материально-технических ресурсов на единицу продукции;
-уничтожение лесозащитных полос;
- большой уровень скрытой безработицы населения и необходимость создания новых рабочих мест, как в городах, так и в сельской местности;
- практически неограниченные ресурсы возобновляемой солнечной и ветровой энергии, наличие геотермальной энергии и биомассы.

Технологическая платформа будет генерировать концепции и координировать деятельность научно-производственных кластеров, которые будут формироваться по следующим направлениям:
1. Повышение энергетической эффективности производства и ЖКХ, использование возобновляемых источников энергии;
2. Совершенствование технологий в строительном комплексе, производство и внедрение ресурсо- и энергоэффективных строительных материалов;
3. Новые технологии и оборудование в сфере здравоохранения, курортов и туризма:
4. Морские биотехнологии;
5. Агропродовольственная подплатформа - производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продуктов питания;
6. Комплексное развитие сельских территорий путем внедрения инновационных технологий и развития туризма
7. Развитию высоких- и нанотехнологий;
8. Разработка и реализация мер по охране окружающей среды, восстановлению экосистемы и биоресурсов;
9. Повышение инновационной культуры общества и др.

Изучен опыт некоторых регионов Российской Федерации по созданию инновационной инфраструктуры для развития инновационного предпринимательства. В частности, изучен опыт Ростовской областной администрации и ТПП Ростовской области. Материалы и предложения по созданию в Крыму Центра инновационного развития представлены в Министерство экономического развития Республики Крым. Концепция создания и деятельности центра приведена в приложении 1.

Суть предложения заключается в следующем. Инновационное развитие экономики Крыма не имеет альтернативы. Чтобы достичь хотя бы уровня конца 80-х годов прошлого столетия, в Республике надо минимум в 5 раз увеличить число рабочих мест в промышленности, практически полностью возродить перерабатывающую отрасль сельского хозяйства, создать новые высокотехнологичные отрасли экономики. А события последних 1,5 лет диктуют необходимость решения таких проблем, как энергосбережение, очистка и опреснение воды, утилизация отходов и стоков и многое другое.
Это невозможно сделать без вовлечения в инновационные процессы вузовской и отраслевой науки, развития на ее базе инновационных структур для развития экономики региона, без подготовки инженерных кадров для производства и научно-технической деятельности, формирования на базе вузов и НИИ инновационной среды для развития инновационного предпринимательства.

В России такие процессы проходят уже около 15 лет. На базе практически каждого серьезного вуза созданы инновационные структуры. Например:
- на базе Мичуринского государственного аграрного университета и Воронежского государственного университета инженерных технологий создана и действует общероссийская Технологическая платформа «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания»:
- на базе Донского государственного технического университета действует технопарк и около 10 инновационных предприятий, которые занимаются коммерциализаций научных разработок. Технологические парки, центры трансфера технологий и другие инновационные структуры созданы практически в каждом российском вузе.

Создание таких структур с участием региональных органов власти, научных учреждений и вузов позволяет регионам России получать существенную поддержку из федерального бюджета на развитие инновационной деятельности и инновационного предпринимательства. Так, согласно приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2015 г. n 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из Федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» предусмотрено предоставление субсидии федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий по созданию и (или) развитию инновационных структур:
- инжиниринговых центров для повышения технологической готовности субъектов малого и среднего предпринимательства за счет разработки (проектирования) технологических и технических процессов и обеспечения решения проектных, инженерных, технологических и организационно-внедренческих задач, возникающих у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- центров прототипирования для оказания субъектам малого и среднего предпринимательства услуг по созданию макетов, прототипов, опытных образцов и иной мелкосерийной продукции на этапах от компьютерного проектирования до изготовления продукции;
- центров сертификации, стандартизации и испытаний (коллективного пользования) для проведения испытаний оборудования, технологических процессов, образцов выпускаемых товаров посредством создания материально-технической, экономической и научной базы в интересах субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства;
- центров кластерного развития для выявления кластерных инициатив, содействия координации проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих развитие территориальных кластеров, в том числе инновационных территориальных кластеров, и обеспечения кооперации участников территориальных кластеров между собой.
Следует отметить, что такая поддержка осуществляется при условии, если одним из учредителей создаваемых структур является субъект Российской Федерации. Так, для поддержки инновационной деятельности в Ростовской области создано некоммерческое партнерство «Единый региональный центр инновационного развития Ростовской области». Учредителями ЕРЦИР выступили Ростовская область в лице Департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области, а также ведущие ВУЗы региона: ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет», ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова».

Предлагается рассмотреть возможность учреждения подобной структуры в Республике Крым с участием одного из министерств. Для организации использования инновационного потенциала Крыма и других регионов РФ предлагается создать в Крыму Некоммерческое партнерство «Крымский центр инновационного развития и межрегионального сотрудничества». Главной задачей создаваемой структуры должно быть использование научного, научно-технического и инновационного потенциала для обеспечения устойчивого развития Республики Крым.

Соучредителями Партнерства могут быть 3-4 организации (по одному представителю от научных учреждений, вузов и предпринимательских структур). Членами Партнерства могут стать вузы, предприятия и организации как из Крыма, так и из других регионов России и Беларуси.
Мы готовы проработать конкретный состав участников и учредительные документы. Учредительное собрание Партнерства предлагаем провести в рамках 20-й международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы инновационного развития экономики в XXI веке», которая будет проходить с 14 по 19 сентября 2015 г. в городе Алуште.

Академия участвует в реализации проекта строительства транспортного перехода Крым – Кубань. Установлено постоянное взаимодействие с санкт-петербургской компанией СТГ-ЭКО, которая занимается экологической частью строительства транспортного перехода. Академия выступила организатором и практическим исполнителем ряда работ, в том числе:
- раздел проекта оценки воздействия строительства моста на биологическую среду Керченского пролива. Выполнен Академией совместно с Южным НИИ рыбного хозяйства и океанографии;
- организовано два круглых стола на этапе разработки ОВОС;
- актив Академии принял участие в двух общественных слушаний в г. Керчи.

Подготовлено и внесено предложение Министерству топлива и энергетики Республики Крым по созданию регионального Центра энергоэффективности. Суть предложения, внесенного Министру топлива и энергетики Республики Крым:
Проблема энергообеспечения региона зависит не только от генерации энергии, но и от ее эффективного использования. На протяжение 17 последних лет в Автономной Республике Крым принимались программы энергосбережения, но они практически не выполнялись потому, что правительство автономии практически не выделяло средства на их реализацию и не был создан механизм их реализации (я был участником разработки всех программ, начиная с концепции энергосбережения в 1996 году, кроме последней программы, которая разрабатывалась в Киеве).

Потенциал энергосбережения в Крыму достаточно большой. Прежде всего, это жилищно-коммунальное хозяйство, где расходуется около 40% всех энергоресурсов, социальная сфера и сфера предпринимательской деятельности. Только за счет широкого использования солнечной энергии можно снизить на 30-40% расход традиционных источников энергии, используемой для горячего водоснабжения и отопления.
Научно-технические организации Крыма совместно со специалистами, работающими в Министерстве, неоднократно предпринимали попытки активизировать эту работу. В частности:
- по нашему предложению в Государственной программе социально-экономического развития Автономной Республике Крым до 2017 года, утвержденной Кабинетом министров Украины в 2007 году, было предусмотрено строительство 10000 установок для нагрева воды с использованием солнечной энергии, однако эта программа не была реализована;
- в 2008 и 2011 годах Министерством и Творческим союзом научных и инженерных объединений Крыма была предпринята попытка привлечения для этих целей средств Международной благотворительной организации «Фонд Восточная Европа». За счет средств этого фонда и местных бюджетов было приобретено и смонтировано 5 установок для нагрева воды с использование солнечной энергии в 5 детских садах Крыма. Однако эта работа не получила продолжения по банальной причине – этим некому было заниматься постоянно.

Опыт таких стран, как Израиль, Кипр и др. показывает, что при массовом использовании солнечной энергии можно практически полностью исключить использование традиционных источников на горячее водоснабжение. У нас это тоже можно сделать, правда, не круглогодично, а в период с марта по ноябрь.

Но этим нужно заниматься системно: постоянная работа с населением, предпринимателями, местными органами власти, различными фондами и инвесторами. У сотрудников Министерства на это нет ни сил, ни времени, они заняты стратегическими задачами. В Крыму действует большое количество частных фирм, которые занимаются по сути перепродажей импортного или российского оборудования. На общественных началах этой работой занимаются Крымская академия наук и Торгово-промышленная палата Крыма, но она сводится к сбору и накоплению информации, проведению конференций и семинаров.

Как председатель Общественного совета при Министерстве, председатель Комитета по инновационной деятельности при ТПП Крыма и вице-президент Крымской академии наук, в порядке реализации требований Федерального закона РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», Слепокуров А.С. внес предложение рассмотреть вопрос объединения усилий органов власти и общественности путем создания Некоммерческого партнерства – Крымского инновационного центра энергоэффективности, учредителями которого могли бы выступить Министерство и указанные организации.

Такие структуры имеются практически во всех субъектах Российской Федерации. Опыт показывает, что они работают эффективно только при государственной поддержке с частичным хозрасчетом, иначе они превращаются в обычные коммерческие (посреднические) структуры и утрачивают функции влияния на процесс. Например, успешно действующее предприятие «Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Центр энергосбережения и новых технологий», подведомственное министерству промышленности и энергетики Краснодарского края, было создано в марте 2002 года постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края. А ростовский «Центр энергосбережения и инновационных технологий» создан в форме ООО в октябре 2006г. группой лиц при декларативной поддержке местных органов власти и соответственно работает практически только «на себя».

Государственная поддержка Центра в Крыму может быть осуществлена путем программно-целевого планирования и выделения средств на конкретную организационную работу по заданию Министерства на договорной основе. На начальном этапе минимальный штат Центра должен быть 3-4 чел. По мере развития деятельности Центра штат будет увеличиваться за счет хозрасчетной экспертной деятельности.
Дата:19-10-2015, 19:23 | Категория: Инновационная деятельность |


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.