Перспективы развития Западного Крыма

Перспективы развития Западного Крыма. Существующие угрозы устойчивому развитию


По поручению Правительства РК, ученые Крымской Академии Наук провели комплексные исследования территории Западного Кры¬ма с учетом его природно-климатических, социально-экономических и экологических особенностей. В основу исследований были положены доктринальные идеи государственной целевой Программы социаль¬но-экономического развития Крыма до 2020 г. Результатом этой работы стало обоснование приоритетных направлений поэтапного развития территории Западного Крыма, изложенное в переданном Правитель¬ству отчете и в подготовленной к печати монографии «Устойчивый Крым. Крымские золотые пески», изд-во Бизнес-Информ, Симферо-поль, 2013 г.-504с.

Программой предусмотрено приоритетное развитие курортно-рекреационно-туристической отрасли (строительство новых санатор-но-курортных и оздоровительных комплексов, культурно-развлекательных центров, спортивных комплексов, создание новых туристических объектов и т.д.); развитие современной транспортной инфраструктуры (строительство аэропортов, морских и грузопассажирских портов, ж/д станций и дорог, реконструкция автомобильных дорог, развитие общественного экологически чистого электротранс¬порта и др.); создание современного жилищно-коммунального хозяй¬ства (обеспечение населения и отдыхающих качественной питьевой водой, создание индустрии утилизации ТБО и очистки сточных вод и т.д.); сохранение природно-заповедного фонда, энергосбережение и развитие альтернативных источников энергии, развитие промышлен¬ности высоких инновационных технологий.

Особое внимание в Программе развития Западного Крыма уде¬лено вопросам охраны природных ресурсов т.н. Крымских золотых песков (пляжей, гидроминеральных и минеральных ресурсов), сохра¬нению биологического разнообразия, расширению природоохранной сети. В этой связи предложено создание нового крупного природоохранно-рекреационного комплекса - Национального природного пар¬ка «Донузлав».

Пляжи - Крымские золотые пески - являются одним из главных рекреационных богатств Западного Крыма. Они катастрофически со¬кращаются. Об этом свидетельствуют результаты режимных наблю¬дений за шириной и объемом пляжей. По данным наблюдений Ялтин¬ской гидрогеологической и инженерно-геологической партии, севернее устья реки Кача отмечено среднегодовое уменьшение ширины пляжей на 4,2 м. Севернее поселка Николаевка величина снижения ширины пляжей равна 2,8 м, а вблизи г. Саки 0,3 м. Пляж на берегу на участке от г. Евпатория до озера Донузлав сокращается на полтора метра в год. Главная причина деградации пляжей - это добыча галечников и песков.

Сразу после Великой отечественной войны для строительных целей требовался материал, и в начале 50-х годов на Сасык-Сивашской пересыпи начались крупные работы по забору песка. «Ме¬сторождение» разрабатывалось до 1965 г. По мере разработки пере¬мычка, отделяющая карьер от моря, сузилась и под действием штор¬мов выгнулась в сторону карьера. На побережье Каламитского (Евпа¬торийского) залива образовался довольно значительный изгиб бере¬говой линии и наметилась тенденция к сокращению пляжа на приле-гающих к карьеру участках. Возникла опасность увеличения фильтра¬ции морских вод в озеро Сасык-Сиваш через сузившуюся перемычку и, следовательно, к изменению солевого режима и, в конечно итоге, утрате бальнеологических свойств лечебных озерных грязей и рапы. Эта опасность вынудила закрыть карьер на пересыпи и перенести его на подводный склон моря. Однако дальнейшая добыча песка из под¬водного карьера вызвала образование на дне значительных по мас¬штабам углублений и миграцию в них песчано-гравийного материала из зоны пляжей в средней и северной части Каламитского залива. Существенно активизировались процессы морской абразии - разру¬шение береговых склонов.

С 1952 по 1979 гг. отступление берега на Сасык-Сивашской пе¬ресыпи составляло от 0,6 до 2,1 м в год. Море «слизало» с берегов те миллионы кубометров песка, которые были вычерпаны в подводных карьерах. В 80-ые годы скорость размыва пляжей возросла до 11 м в год. На отдельных участках берег отступил на 200-220 (см. рис. 1).
Перспективы развития Западного Крыма

Рис. 1. Картосхема берегов Западного Крыма на участке от Евпатории до устья Альмы. Точки - аккумулятивные берего¬вые формы. Черные треугольники - активный клиф, вырезанный в плиоценовых глинах. Штрихи - отмершие клифы (по данным А.Н. Олиферова, О.С. Романюк и др., 2005 г.).


Большую роль в сокращении пляжей сыграл евпаторийский морской порт. В 1980-ые годы через порт проходили многие сотни ты¬сяч тонн строительных материалов. Он стал важнейшим пунктом перевалки песков, добываемых на морском дне. Порт существенно вырос. Вступили в строй глубоководные причалы. Углублено дно портовой акватории, расширены мешающие судоходству отмели и подводные каналы. Реконструкция порта совпала по времени с ис-чезновением евпаторийских пляжей вдоль набережной В. В. Тереш¬ковой и у бывшей нефтебазы, с размывом берега около домов от¬дыха «Химик», «Дзержинец», «Полтава» и др.

Натурные наблюдения на пляжах г. Евпатории, проведенные в 2010-2011 гг. учеными КАН, показали, что все исследованные пляжи деградируют в среднем на 80 см в год.

Необходимы системные исследования существующего ресурсного потенциала Западного Крыма, активно происходящих геодинамических, инженерно-геологических, сейсмических и других процессов, представляющих угрозу эколого-социально-экономическому развитию территории.
Предотвратить или ослабить влияние грозных природных и природно-технических процессов вполне по силам ученым Крыма и специалистам природоохранных структур при условии создания профильного института «Экологии и природных ресурсов» на базе активно действовавшего в Крыму с середины и до конца XX века Института минеральных ресурсов.

Президент КАН, профессор В.С. Тарасенко



Меры по сохранению и пополнению пляжей Западного Крыма


Природные системы, к которым относится береговая зона, имеют резервы для саморегулирования процессов самозащиты от деградации. Но эти процессы самозащиты усложняются в результате техногенного вмешательства человека в природу. И это вмешательство, зачастую неумелое и безграмотное, послужило толчком к нарушению природного равновесия и вызвало необратимое нарастание процесса размыва.

Отечественный и зарубежный опыт дает положительные примеры рациональной защиты берегов инженерными гидротехническими сооружениями, но гораздо больше примеров неудачных. Противопоставляя волнам в зоне их максимальной энергии бетон, удается лишь временно остановить разрушение берега. Современные методы расчета и проектирования морских берегозащитных сооружений имеют в своей основе простой принцип: чем больше, тем надежней. Иначе говоря, повышение надежности достигается путем увеличения габаритов и собственного веса сооружений. Соответственно возрастает их стоимость.

Все берегозащитные сооружения могут быть продольными (волноотбойные стенки, подводные волноломы) и поперечными (буны, траверсы). Кроме того, они еще подразделяются на пассивные и активные сооружения. Пассивные берегозащитные сооружения принимают на себя воздействие волн. К ним относятся волноотбойные стенки, защитные дамбы, откосы и каменные наброски. Активные используют энергию волн для защиты побережий, служат для накоп-ления пляжных и донных наносов и удержания их от перемещения на большие глубины.

Если отдельные попытки защитить берег от размыва с помощью бун имеют какую-то эффективность, то существуют общие недостатки, которые необходимо отметить. Это большая стоимость, возникновение низовых размывов, необходимость периодических отсыпок и ремонта сооружений, снижение эстетической ценности морского побережья железобетонными конструкциями.

Прогрессивным методом берегоукрепления является сохранение или создание искусственного пляжа. Пляж - это идеальное средство гашения энергии волн. Это своеобразная подушка рыхлых наносов, способная защищать берег от штормов. Пляж снимает или полностью предотвращает абразию за счет естественного взаимодействия обломочного материала с прибойным потоком (взвешивание и перемещение наносов, инфильтрация воды в толщу грунта и др.). Отсыпки не создают каких-либо отрицательных последствий для смежных уча-стков берега.

При создании пляжей в зависимости от условий могут применяться различные способы внесения обломочного материала в береговую зону. Материал может сгружаться самосвалами в одну точку пляжа, а затем, самостоятельно мигрируя вдоль берега, распределяется по всей природной системе. Материал также может сгружаться баржами на дно и волнами выбрасывается к урезу воды, формируя пляж. Существует и много других способов отсыпки.

Велики экономические преимущества создания пляжей как берегозащитных сооружений. К числу важных преимуществ относится возможность уменьшения первоначальных капиталовложений без ущерба для защиты берега, общее снижение трудозатрат при полной экономии строительных материалов. Защита морских берегов искусственными пляжами имеет значительно меньшую удельную стоимость, что важно при проведении работ на больших участках. Эксплуатационные расходы на поддержание пляжа в стабильном состоянии сводятся к периодической подпитке, что гораздо дешевле капитального и текущего ремонта инженерных сооружений.

Подводя итог, необходимо отметить, что очевидные успехи берегозащиты обусловлены тем, что в основу работы положен принцип управления природными процессами береговой зоны с учетом всех особенностей природных систем при бережном отношении к природным связям. А осваивая побережья и осуществляя политику управ-ления процессами береговой зоны, возможно приостановить разрушение ценных приморских территорий и
создать условия для их нормального развития.

А.Н. Олиферов, действительный член КАН, доктор географических наук, профессор
Дата:19-10-2015, 14:31 | Категория: Новости |