Водоснабжение Крыма – важнейшая экологическая, социальная и экономическая задача региона
В начале года экологи приняли активное участие в работе Общественного Совета при Минэкологии Крыма, в ряде «круглых» столов в Министерствах и Госкомитетах, Институтах Республики Крым по проблемам водообеспечения Крыма. По мнению специалистов, для успешной реализации стратегии водообеспечения Республики Крым и города федерального значения Севастополя необходимо объединить организационные и творческие усилия органов федеральной власти, Республики Крым, широкой научной и экологической общественности.
С участием экологов Крымской республиканской ассоциации «Экология и Мир», Крымской Академии Наук и специалистов водохозяйственного комплекса Крыма создан Экспертный водный совет, который разработал и передал в Совмин Республики Крым «Предложения и рекомендации по мероприятиям использования, охраны и интегрированного управления водными ресурсами Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Эти материалы направлены также в Комитет по природным ресурсам и экологии Государственной Думы РФ. В апреле планируется рассмотрение этого документа в Совмине Крыма.
По мнению Экспертного водного Совета, устойчивое гарантированное водообеспечение Республики Крым и города федерального значения Севастополя возможно на основе местных водных ресурсов, их комплексного использования и интегрированного управления. В сложившихся реалиях в связи с прекращением подачи воды по СКК водный баланс на территории Крыма будет слагаться из следующих составных частей: регулируемый поверхностный сток (водохранилища и пруды Крыма), месторождения пресных подземных вод, опресненная морская вода и очищенная вода канализационных стоков городов и поселков Крыма.
Очень важно внедрять экосистемные принципы интегрированного управления водными ресурсами. На хорошо освоенной в процессе хозяйственной деятельности территории Крыма круговорот воды происходит в условиях природно-технической системы в так называемом антропогенном канале, когда значительная часть пресной воды используется для коммунальных, промышленных и сельскохозяйственных нужд и требует соответствующей обработки (аккумуляции, очистки, транспортировки и т.д.)
Принципиальная схема круговорота воды в природно-технической системе приведена ниже. Она отражает реально сложившийся круговорот воды в природно-технической системе урбанизированных стран и регионов, в том числе и в Крыму. Каждый из узлов этой водной цепочки выполняет вполне определенные функции по воспроизводству воды на территории, ее аккумуляции и превращению в товарный продукт, готовый для забора, очистки, транспортировки, распределения для коммунальных, сельскохозяйственных и промышленных нужд, очистки на канализационных очистных сооружениях, организации стока и возвращения в естественную среду (поверхностные или подземные воды).
Круговорот воды («водная цепочка») в природно-технической системе (антропогенный канал).При хорошо налаженном управлении водными ресурсами, технической надежности водоаккумулирующих и водотранспортных систем, водо- и канализационно-очистных сооружений, экономически и социально обоснованных объемах потребления воды населением, сельским хозяйством и промышленностью, эта схема может обеспечивать экологичность круговорота воды в природно-технической системе территорий, как это происходит в ряде высокоразвитых стран Западной Европы, в частности, в Голландии.
В социально-экономической, технической и технологической средах сегодняшнего Крыма эта система несовершенна и требует огромных усилий по ее реформированию, реконструкции и модернизации.
Прежде всего, необходимы усилия по созданию комплексной системы интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР), обеспечивающей гарантированное устойчивое водоснабжение населения питьевой водой, воспроизводство качественной воды на территории и создание нормальных условий для функционирования экосистем. Эта система мер предполагает совершенствование нормативно-правовой базы ИУВР с принятием законов Республики Крым о воспроизводстве чистой питьевой воды, о льготном налогообложении и кредитовании отрасли, о формировании цены на воду для населения, коммунальных служб, сельского хозяйства и промышленности.
В республиканской водной стратегии необходимо предусмотреть систему мер по воспроизводству и сохранению воды на территории: залесение водоразделов и склонов в бассейнах рек, создание прибрежных защитных полос – зон санитарной охраны (ЗСО) на реках и водохранилищах, вынос хозяйственных объектов за границы охранных зон и т.д.
Необходима целенаправленная экономическая, техническая, технологическая политика; улучшение качества воды, укрепление системы экомониторинга водных объектов и социально-гигиенического мониторинга, создание системы общественного экомониторинга (согласование действий органов государственной власти и общественности по осуществлению стратегии ИУВР). Очень важно создать нормальные условия для функционирования экосистем, предусмотрев комплексные мероприятия по предотвращению подтоплений территорий, заболачивания, вторичного засоления, наводнений, активизации оползней, селей, разрушения систем мелиорации, дренажа и канализования, загрязнения поверхностных и подземных вод сточными водами коммунальных и промышленных предприятий.
Выполнение намеченных мероприятий по реконструкции и модернизации водохозяйственного комплекса Республики Крым и города федерального значения Севастополя, как и рекомендуемых экспертами к реализации и рассмотрению программ НИР, НИОКР и Инвестиционных проектов по опреснению морской воды и очистке сточных вод создаст необходимую инфраструктуру воспроизводства пресной воды и ее рационального использования для устойчивого водообеспечения Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
При реализации программы, суммарное производство всех видов пресной воды в Крыму может достигнуть в 2020 г. – 0,7 млрд. куб. м, в 2025 г. – 1,2 млрд. куб. м, в 2030 г. – 1,5 млрд. куб. м, что гарантировано обеспечит потребности местного населения, а также развитие курортов, промышленности и сельского хозяйства.
При этом суммарная доля используемых пресных вод поверхностного и подземного стока вод будет выдерживаться на уровне около 500-600 млн. м3/год, а доля опреснённой морской воды и очищенных вод канализационных стоков будет возрастать до уровня, соответственно, 200 млн. куб. м (2020 г.) – 700 млн. куб. м (2025 г.) и 1000 млн. куб. м (2030 г.).
В целом, по мнению экспертов и ученых, для успешной реализации стратегии водообеспечения Республики Крым и города федерального значения Севастополя необходимо объединить организационные и творческие усилия органов федеральной власти, Республики Крым, широкой научной и экологической общественности.