Как обеспечить бесперебойное функционирование

Как обеспечить бесперебойное функционирование и модернизацию водохозяйственного комплекса в условиях экономического кризиса


Об этом говорилось на III Всероссийском съезде водоканалов «Водоснабжение – основа территориального развития и обеспечение национальной безопасности», который прошел 22-25 апреля в Алуште. Съезд собрал более четырехсот участников: представителей водоканалов из разных регионов России, представителей научных сообществ, бизнес-сообществ, руководителей различных министерств и ведомств РФ, связанных с отраслью водоснабжения и водоотведения.

«Исходя из анализа состояния ВКХ можно сделать вывод, что отрасль вошла в стадию общеэкономического кризиса, находясь в затяжной депрессии и не имея запаса прочности», – говорится в Проекте Концепции стратегии развития водопроводно-канализационного хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года. Качественно услуги ВКХ остаются на неудовлетворительном уровне относительно требований действующего законодательства: лишь половина пропускаемых через очистные сооружения воды и стоков очищается до нормативных значений.

Надежность водоснабжения и водоотведения улучшается, что, однако, связано больше с уменьшением давления в сетях, связанным с падением объемов потребления, а не капитальными инвестициями. Проводимая государством политика сдерживания тарифов из всех сфер коммунального комплекса, в первую очередь, применялась именно в отношении водоснабжения и водоотведения. Так, средний рост тарифов для населения по теплу 7,03%, по электроэнергии 9,43% и по воде и стокам 2,97%. Это привело к ухудшению финансового положения отрасли (15,7 млрд. руб. чистого убытка на конец 2013 г.), невыполнению отраслевых соглашений по оплате труда, росту задолженности за энергоресурсы, ухудшению условий кредитования и т.д.
Начало 2015 года характеризуется для водопроводно-канализационного хозяйства нарастающим влиянием кризисных явлений в экономике страны и завершением нормотворческой работы на федеральном уровне по созданию нормативной базы в развитие Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». На этом фоне ведется серьезный диалог отрасли и власти, с привлечением общественности, результаты которой выразились как в создании конкретных документов, так и в более взвешенном подходе к регулированию ВКХ в целом.

«Кризисные явления в экономике – это время переосмыслить и оптимизировать планы по развитию ВКХ, сделанные в парадигме копирования опыта реформирования отрасли электроэнергетики и ставки на широкомасштабное привлечение к инфраструктурным инвестициям частного капитала», - говорится в принятой участниками Съезда Резолюции.

План первоочередных мероприятий Правительства Российской Федерации по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году предполагает достижение значений индикаторов, заложенных в различных госпрограммах и включающих в себя, в частности:
- снижение удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям до 13,6%;
- модернизацию к 2020 году коммунальной инфраструктуры до нормативного уровня износа основных фондов;
- снижение к 2017 году не менее чем в 1,5 раза количества аварий и чрезвычайных ситуаций при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов;
- снижение к 2018 году до нормативного уровня технологических потерь коммунальных ресурсов при их транспортировке по сетям.

Участники Съезда также сошлись во мнении, что взвешенная политика развития ВКХ должна опираться на ситуационный подход, обеспечивающий возможность использования насколько возможно более гибкого набора экономических, финансовых и организационных инструментов, включая разнообразные механизмы ГЧП, стандартизации и бенчмаркинга, повышения качества управления объектами инфраструктуры через централизацию.
Задача отраслевого сообщества – аккумулировать накопленный опыт и дать возможность максимально использовать позитивные наработки и в экономической, и в технологической, и в управленческой сферах.

Крымские ученые и экологи разделяют позицию профессионального сообщества, высказанную в рамках Всероссийского съезда «Водоснабжение – основа территориального развития и обеспечения национальной безопасности», и подчеркивают: в создавшихся условиях, в связи с прекращением подачи воды по Северо-Крымскому Каналу (СКК) необходимо провести тщательный анализ имеющихся данных о водных ресурсах Крымского полуострова, состоянии воспроизводства, накопления, хранения, транспорта и потерь воды, разработать обоснованные предложения по организации рационального использования водных ресурсов в различных секторах экономики, в том числе экономически и технологически возможных альтернативах (опреснение морской воды, очистка канализационных стоков и др.).

Главный концептуальный подход крымских экспертов: в сложившихся реалиях стратегия водообеспечения Республики Крым и города федерального значения Севастополь должна быть разработана на основе местных водных ресурсов, их комплексного использования и интегрированного управления.
Интегрированное управление водными ресурсами (ИУВР), в свою очередь, включает использование законодательно-правовых, экономических и институциональных механизмов управления водными ресурсами.

Пресс-служба КАН
25.04.2015
Дата:19-10-2015, 14:41 | Категория: Новости |


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.