Об экологизации генерального плана г. Симферополя (2 часть)

Жилая застройка и транспорт


Шум, выхлопные газы и многие другие негативные факторы, связанные с автотранспортом, значительно снижают комфортность и безопасность жилых зданий целых микрорайонов. Возникает необходимость применения мероприятий по защите жилой застройки от вредных физических и химических воздействий. Сложность ситуа-ции во многих случаях увеличивается вследствие близости расположения зданий к источникам воздействия и, следовательно, отсутствием возможности применения таких общеизвестных средств коллективной защиты, как санитарные разрывы, сани-тарно-защитные зоны и полосы зеленых насаждений. Существующие конструктивные приемы снижения влияния отдельных негативных экологических факторов дорогостоящи и, зачастую, трудноприемлемы в условиях дефицита территории и сложившихся территориальных планировочных схем. Одновременно к удорожанию строительства и затрате значительных материальных средств приводит пофакторное решение экологических проблем.

Наиболее оптимальным в рассмотренных условиях является разработка и при-менение компактных комплексных мероприятий и конструкций, позволяющих добиться положительного результата сразу в нескольких экологических аспектах. Такой единой комплексной экологической защите жилых объектов в настоящее время практически не уделяется внимания. В связи с этим необходимы проведение целенаправленных исследований и разработка эффективных способов защиты зданий и территорий от совокупности вредных воздействий. Одним из вариантов защиты жилой застройки могут стать комплексные биопозитивные защитные экраны, разработанные в НАПКС (г. Симферополь).

Как показали исследования экранов, они обладают более высокой акустической эффективностью, чем их плоские железобетонные, металлические и другие предшественники. Это проявляется в высоком уровне снижения звука за экраном и в его поглощении конструкцией, в интенсивном рассеивании отраженного звука в пространстве. Снижение звука биопозитивными шумозащитными экранами в среднем на 3—7 дБ превышает данный показатель плоских железобетонных экранов.

В результате предварительных исследований установлено, что биопозитивные шумозащитные экраны при определенных параметрах оказывают влияние на распро-странение вредных веществ от выхлопа автотранспорта в воздушной среде, понижая их концентрацию за экраном. Соответственно снижается количество вредных веществ, попадающих в грунт за сооружением.

Можно выделить следующие основные причины данного процесса:
■ уменьшение циркуляции загрязненного воздуха в направлении защищаемого участка и увеличение циркуляции воздуха и рассеивания вредных веществ вдоль экрана;
■ рассеивание вредных веществ при огибании препятствия (экрана) перед их попаданием на защищаемую территорию;
■ возникновение различных аэродинамических процессов, связанных с наличием экрана;
■ поглощение определенного количества вредных веществ биомассой экрана и открытыми поверхностями грунта в сооружении.
Для изучения влияния параметров биопозитивных шумозащитных экранов на эффективность снижения концентрации вредных веществ в НАПКС планируется про-ведение экспериментальных и теоретических исследований. Ранее исследования в данной области не проводились.
Применение экранов для шумозащиты получило в последнее время широкое распространение за рубежом. Пластиковые, металлические, железобетонные конструкции сооружений обычно играют роль защиты как от шума, так и от физического ограждения скоростных магистралей. Однако их использованию сопутствуют определенные территориально-планировочные и конструктивные мероприятия, такие, как устройство подземных переходов, организация территориальных разрывов между зданиями и трассой, и многие другие.

В условиях Симферополя использование защитных экранов сдерживается рядом объективных сложностей. В первую очередь — это физическая изоляция территории, требующая решение вопросов коммуникации, большая протяженность конструкции, необходимая для эффективного снижения шума, и их высокая стоимость.

В настоящее время наиболее реально применение локальных биопозитивных экранов для защиты небольших одно- и двухэтажных индивидуальных домов и объектов, расположенных в особо неблагоприятных условиях. Совмещение экрана с ограждением территории позволяет значительно снизить затраты на возведение конструкции. При этом сооружение выполняет целый ряд функций: ограждение территории; защита здания и территории от шума; уменьшение загрязнения вредными веществами воздуха и почвенно-растительного слоя грунта на огражденном пространстве, снижение ветровой активности, уменьшение уровня пыли и т. д.

Озеленение экрана, выделяя кислород, фитонциды и поглощая вредные вещества, позволяет частично компенсировать такой недостаток сплошного ограждения, как снижение аэрации. Сплошное озеленение экрана способствует улучшению эстетического облика сооружения, придавая ему природный характер. Для одно-, двухэтажных домов при ровном рельефе расчетная высота локального экрана для эффективного снижения шума будет лежать в пределах 3 — 4 метров. При этом снижение шума достигнет 18—25 дБ.

Применение биопозитивных экранов для комплексной защиты территории позволит значительно улучшить экологическую комфортность и безопасность индивидуальной застройки и содействовать оздоровлению окружающей среды. В данных условиях, учитывая многофункциональность рассмотренных сооружений, их можно определить как комплексные биопозитивные защитные экраны.

В последние десятилетия в Симферополе наблюдалось интенсивное строительстве индивидуальных жилых домов, завоевавшее лидирующее положение по объему строительства в городе. Однако стремление возводить объекты в черте города столкнулось с проблемой дефицита свободных от застройки территорий. Зачастую строительство на экологически неблагополучных зонах стало единственным способом возведения зданий в городе либо на доступной с транспортной точки зрения окраине.

Возросло количество зданий и строек вдоль автомагистралей. Во многих случаях расстояние от строений до дорожного покрытия сократилось до 3 — 5 м. Расположение строительных объектов у магистралей в значительной степени является оправданным с социальной и экономической точки зрения, так как обеспечивает удобство решения транспортных проблем, минимизацию средств на сооружение подъездов, уменьшение затрат времени на пешеходные передвижения. Однако с экологической точки зрения оно крайне неблагоприятно. Движущийся транспорт повышает уровень шума в расположенных рядом с дорогой домах до 50—60 дБ при допустимом уровне 25—30 дБ. Возрастает содержание в воздухе пыли и таких вредных веществ, как угарный газ, пары топлива, сажа, свинец. Их концентрация в придорожных зонах значительно превышает предельно допустимую (ПДК).

Загрязненный воздух попадает в здание и оказывает негативное воздействие на здоровье людей. Свинец и ряд других веществ осаждается на почвенно-растительном слое грунта, делая небезопасной для человека выращенную на загрязненной территории приусадебного участка сельскохозяйственную продукцию. Шум отрицательно влияет на нервную систему жителей. Все это не может не сказаться на здоровье, нервно-психологическом состоянии людей.

Постоянно увеличивающееся количество автомобилей в Симферополе приводит к ухудшению экологической ситуации и на ранее застроенных территориях. Недостаточная ширина автотрасс способствует снижению скорости движения автомобилей, увеличению частоты их остановок, возникновению транспортных заторов, и, как следствие, дополнительному количеству выхлопных газов в атмосфере города, более высокому уровню шума в расположенных рядом зданиях и на прилегающих территориях.

Транспортная сеть Симферополя давно уже требует реконструкции: увеличения ширины дорог (где это возможно), строительства дополнительных объездных дорог грузового движения, увеличения дифференциации транспортной сети, строительства подземных переходов. Но первостепенное значение принадлежит восстановлению качества дорожного покрытия. Именно его низкому уровню Симферополь обязан увеличением на 10—20% вредных веществ в атмосфере города от выхлопов автомобилей и повышению на 10—15 дБ уровня транспортного шума.

В транспортной сети Симферополя можно выделить и положительные элементы. За пределы города посредством объездных дорог отведена часть потока грузового транспорта. На таких улицах, как Киевская, проспект Победы, прослеживается диф-ференциация дорог на магистральные, с интенсивным движением, межквартальные и внутриквартальные, что позволяет снизить негативное воздействие на жилую застройку и создать условия для нормального движения транспорта. Организована пешеходная зона в центре города. Вместе с тем центральная часть города остается перегруженной транспортными потоками. Имеющиеся на ряде магистралей санитарные разрывы слабо озеленены, что снижает их экологическую и санитарно-гигиеническую эффективность.

С автотрассами и автодорогами Симферополя во многом связана и проблема запыленности воздуха. Являясь воздушными коридорами, не защищенными от ветра, дороги обеспечивают пылеобразование. Данный процесс был бы невозможен без наличия вдоль многих дорог источников пылеобразования — открытых поверхностей грунта. Традиционный способ закрепления поверхности грунта от водной и ветровой эрозии растениями в данных условиях является не очень эффективным вследствие угнетающего воздействия на рост растений вредных веществ от выхлопных газов автотранспорта. Требуется поиск более перспективных решений.

Авторский коллектив ученых Национальной Академии природоохранного и курортного строительства совместно с учеными Таврического национального университета им. В. И. Вернадского, Крымской Академией Наук и других научных центров Крыма, известными в Крыму политиками и общественными деятелями, видными промышленниками и бизнесменами, архитекторами Союза архитекторов Крыма и экологами Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир» продолжили серию книг «Устойчивый Крым» изданием очередного сборника «Симферополь — южная столица» (Киев-Симферополь: Сонат, 2001).

В новой книге красной нитью проходит важная концептуальная идея: Симферополь — столица курортного Крыма, он может и должен стать экополисом — поселением с устойчивым эколого-социально-экономическим развитием.

Каждое из поколений, проживавших на территории современного Симферополя, внесло свой вклад в архитектуру города, в создание материальных и духовных ценностей. И древний пращур Симферополя романтический Неаполь-Скифский, и экзотическая Ак-Мечеть, и классический новый город Симферополь — все они вместили в себе многие дела и свершения античной, средневековой и новейшей истории народов Северного Причерноморья и Крыма.

Во все времена на этой территории соседствовали и проникали друг в друга различные культуры и этносы. Эллинизация скифов древнего Неаполя и варваризация греков античных городов Северного Причерноморья — свидетельство такого влияния. Восстановление из руин Неаполя-Скифского, реконструкция и обновление Ак-Мечети как составных частей экополиса Симферополя, должны стать для всего цивилизованного мира примером бережного отношения к археологии, истории, культуре разных народов, примером гуманитарного сотрудничества и процветания в единстве, как это отражено на гербе Республики Крым.

Как показано в книге, в настоящее время вырабатываются новые подходы в освоении территориального и других ресурсов города, разрабатывается модель устойчивого эколого-социально-экономического развития города, определяются направления структурной перестройки экономики в связи с обозначенными в правительственных программах курортно-рекреационными приоритетами развития Крыма и курортной южной столицы.
В перспективном плане действий на пути к устойчивому развитию города особое внимание уделяется территориальной организации экополиса, реформированию и структурной перестройке экономики, экологическому образованию и воспитанию населения.

В красивом зеленом убранстве широких проспектов новостроек и маленьких уютных улочек старого города, в перезвоне колоколов православных храмов, в изя-ществе минаретов мечетей крымских татар, в красоте немецких кирх и возрожденных археологических, исторических и культурных памятников греков, болгар, армян и многих других народов, проживающих в Крыму, в удобной и безопасной для жизни, труда и отдыха городской инфраструктуре — таким видится будущий экополис Симферополь авторам книги.

Предстоит большая напряженная работа и симферопольцев, и всех крымчан, чтобы претворить эту мечту в явь.


Пресс-служба Крымской Академии Наук
Дата:19-10-2015, 15:14 | Категория: Новости |


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.