ОБРАЩЕНИЕ
к органам власти, научным учреждениям и вузам
Республики Крым и города Севастополя
10 марта 2016 г. на заседании Научно-экспертного совета Технологической платформы «Устойчивое развитие Крыма» был рассмотрен вопрос «Проблемы и перспективы продовольственной безопасности и самообеспечения Крыма продуктами питания». С основными докладами выступили представители Научно-исследовательского института сельского хозяйства Крыма и Южного НИИ рыбного хозяйства и океанографии. С содокладами выступили: президент Крымской академии наук В.С. Тарасенко, президент ТПП Крыма А.П. Басов и председатель Агрокомитета при ТПП Крыма Ю.Ф. Комов. В прениях выступили представители 9 организаций из Республики Крым, г. Севастополя и других регионов России. Представители Министерства сельского хозяйства Крыма не приняли участие в этом мероприятии.
Участники заседания отмечают, что продовольственная безопасность региона - многоаспектная и многоотраслевая задача. Добиться ее реализации невозможно без активизации трудового и инновационного потенциалов Крыма, внедрения современных технологий в аграрном секторе, решения проблем хранения и переработки выращенной продукции, обеспечения водой для полива растений и других технологических процессов в сельском хозяйстве, строительства новых мощностей различных отраслей АПК, в т.ч. новых животноводческих и птицеводческих комплексов, холодильников и перерабатывающих предприятий, сушки и хранения зерна и много другого, и конечно без государственной поддержки. Крымским машиностроителям предстоит оснастить эти мощности современным оборудованием, механизмами и инструментами.
Чрезвычайно важное значение имеет устойчивое обеспечение населения рыбной и другой аквапродукцией, для чего в Крыму имеется необходимый потенциал.
За годы нахождения в составе «независимой» Украины, сельское хозяйство Крыма практически разрушено. Производство всех видов сельхозпродукции уменьшилось в республике в несколько раз, а по многим показателям на порядок. Так, в 1985 году в Крыму поголовье крупного рогатого скота составило 883,8 тыс., в том числе 257,1 тыс. коров, а в 2013 же году в Крыму выращивалось только 134,2 тыс. голов КРС и 64,6 тыс. коров. Основное поголовье содержится в личных хозяйствах. В предприятиях поголовье коров сократилось до 5,5 тыс. голов, или более чем в 20 раз. Аналогичная тенденция с поголовьем свиней, овец, коз, кроликов и птицы. Количество овец и коз, например, сократилось с 1,1 млн. до 233 тыс. голов.
В 2013 году крымскими аграриями было произведено 128 тыс. тонн мяса в убойном весе и 292,4 тыс. тонн молока. Несложный подсчет показывает, что для обеспечения жителей полуострова мясом (без гостей и отдыхающих) не хватает около 40 тыс. тонн, а молоком - 300 тыс. тонн. Тенденция сохранилась и в 2014-2015 годах. Аналогичная картина наблюдается в производстве продукции растениеводства.
Развитие сельского хозяйства Крыма было остановлено еще в девяностые годы прошлого столетия из-за непоследовательной государственной политики Украины по отношению к селу вообще и к малому и среднему бизнесу в частности. Следует отметить, что даже довоенный Крым производил больше зерна, плодов и ягод, чем мы производим сейчас. И это при том, что основной тягловой силой в тот период были лошади и волы.
Из сказанного можно сделать вывод: Крым может обеспечить себя и гостей основными продуктами питания, но для этого необходимо объединение усилий науки, бизнеса и власти и концентрация имеющихся ресурсов. Сделать это можно только на основе современных технологий и четкой стратегии инновационного развития региона. Недостаточная поддержка государством программ научно-технического и инновационного развития привела к ухудшению состояния научной сферы в АПК, к их технической и технологической отсталости, износу основных фондов, низкому уровню использования производственных мощностей, их кадрового обеспечения, отсутствию или низкому уровню внедрения инноваций. Наблюдается неурегулированность в вопросах становления в АПК рынка наукоемких технологий, отсутствие рычагов для поддержки «прорывных» технологий в различных сферах агропромышленного производства. Существует определенный разрыв между правовым полем и реальными процессами капитализации объектов интеллектуальной собственности в АПК. Законодательством предусмотрено, но практически не действует механизм государственной поддержки инновационных процессов, нет преференций в налогообложении, удешевлении доступа капиталов, трансферу нематериальных активов в производство.
Произошедшие за последнее время политические и социально-экономические изменения в Крыму заставляют нас переосмыслить произошедшее и четко поставить для себя задачу направить все усилия на решение проблемы стратегии инновационно-инвестиционного развития высокотехнологичного аграрного производства.
Жизнь требует от всего нашего общества – ученых, специалистов органов власти, предпринимателей:
- сформировать в общественном сознании глубокое понимание
безальтернативности в Крыму инновационной модели развития экономики с использованием разных механизмов влияния;
- сформировать региональное законодательство, нацеливающее общество на инновационное развитие, формирование инновационной культуры, как составляющей регоиональной инновационной политики.
Модель инновационно-инвестиционного развития аграрной сферы базируется на соединении инновационного потенциала научно-технической сферы, с предпринимательским потенциалом, который создает инфраструктуру наукоемкого рынка. Итоги исследований, проведенных крымскими учеными, дают основание утверждать, что стратегия инновационно-инвестиционного развития должна быть направлена на высокотехнологическое аграрное производство, на повышение конкурентоспособности агропромышленного сектора экономики, на развитие научно-технической и инновационной сферы, модернизацию инфраструктуры с привлечением инвестиций в базовые отрасли АПК.
Инновационная модель развития АПК, построенная по принципу экономики знаний, станет источником экономического роста республики.
Исходя из сказанного, Научно-экспертный совет считает, что для устойчивого развития АПК и обеспечения продовольственной безопасности региона с максимально возможным импортозамещением необходимо:
1. Сформировать в регионе четкую инновационную систему, где в научной сфере ведущую роль должны выполнять научные учреждения, создающие научные знания, а в инновационной системе - субъекты предпринимательства, которые превращают научные разработки в инновационные продукты, осуществляют их капитализацию за счет привлеченных инвестиций.
Главной задачей аграрной науки должно стать научное обеспечение инновационного развития отраслей АПК, исследование существующих, совершенствование и создание новейших селекционных, технологических, технических научных решений.
2. В рамках указанной системы сформировать необходимую сеть инновационных структур, включая центры трансфера технологий, инновационные бизнес-инкубаторы, технопарки и агротехнопарки и др., а также и инновационную инфраструктуру, включающую элементы информационного обеспечения, охраны интеллектуальной собственности, маркетинговой, инжиниринговой поддержки.
3. Создать в регионе доступные инструменты кредитно-финансовой поддержки инновационно-инвестиционных проектов с использованием механизмов межгосударственного и международного сотрудничества - ШОС, БРИКС, ЕАЭС и др. В частности, предлагается законодательно уполномочить Торгово-промышленную палату Крыма представлять интересы крымского бизнеса в структурах межгосударственного сотрудничества (Финансово-банковская Ассоциация стран-участников Шанхайского сотрудничества и др.).
4. Силами крымской науки, с участием бизнеса, власти и общественных научно-технических организаций, провести прогнозно-аналитические (форсайтные) исследования инновационного потенциала в сфере АПК и на их основе разработать:
- Стратегии продовольственной безопасности и импортозамещения в сфере продовольствия Республики Крым и города Севастополя;
- Стратегии устойчивого развития сельских территорий с конечной целью - обеспечение полной занятости сельского населения;
- Стратегии водообеспечения Крыма на основе использования современных достижений науки и техники в сфере очистки и опреснения воды;
- Стратегии устойчивого развития промышленного и строительного комплексов, способных в значительной степени удовлетворить потребности АПК в Крыму.
Однако такие задачи нельзя решить на общественных началах или только силами работников аппарата органов власти. В связи с этим члены Совета предлагают Совету министров Республики Крым и Правительству города Севастополя:
1. В рамках региональных программ предусматривать средства на инновационное развитие регионов и отдельных отраслей.
2. Определить кураторов или контактных лиц из числа ответственных лиц правительств для постоянного взаимодействия с ТП «Устойчивое развитие Крыма» и совместной деятельности по выработке стратегических решений.
3. Выступить соучредителями при государственной регистрации Технологической платформы и других инновационных структур в форме некоммерческого партнерства для формирования реального государственно-частного партнерства.
Члены Совета, представляющие науку, бизнес и власть, выражают готовность принять участие в разработке и реализации указанных мер.
Вместе с тем, мы приглашаем специалистов органов власти, ученых и инноваторов к участию в работе Технологической платформы «Устойчивое развитие Крыма», которая призвана стать:
- инструментом для внедрения инновационных проектов технологического развития в Крымском федеральном округе на основе объединения усилий государства, науки и бизнеса в разработке и производстве уникальной продукции в рамках модернизации экономики региона;
- коммуникационной площадкой для обсуждения важнейших проектов технологического развития, выработки и реализации долгосрочных приоритетов в масштабах экономики региона на основе общего видения модернизации существующих и формирования новых секторов экономики, а также инструментов влияния на скорость распространение перспективных технологий во всех сферах жизни общества;
- механизмом формирования тематических направлений, в рамках которых будут определяться приоритеты для проведения различных научно-исследовательских работ, результаты которых планируются к внедрению в производство.
Принято на заседании Научно-экспертного совета Технологической платформы «Устойчивое развитие Крыма 10 марта 2016 г.